Ир, чего тебя на катасторофы потянуло? у нас много чего было
вот к примеру
Гибель линкора Новоросйск 29 октября 1955
Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя и занял место на «бочке» № 3 в районе Морского Госпиталя (глубина 17 м воды и около 30 м вязкого ила). Швартовка прошла нештатно — старпом, капитан 2-го ранга Г. А. Хуршудов, замещавший находившегося в отпуске командира корабля, проскочил нужное место на полкорпуса. После швартовки часть экипажа, включая вр. и. о. командира, убыла на берег. Старшим офицером остался помощник командира корабля З. Г. Сербулов.
29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000—1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 кв. м. Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Северной бухты Севастополя.
Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В. А. Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа того же дня корпус полностью исчез под водой.
Поминутная хроника катастрофы, восстановленная очевидцами тех событий: моряками Новороссийска, спасателями.
В катастрофе погибло 604 человека (списки погибших и выживших моряков), включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля — из них удалось спасти лишь 9 человек (7 через прорезанное в кормовой части днища отверстие и 2 из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту). Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.
Летом 1956 года экспедиция особого назначения ЭОН-35 приступила к подъёму линкора методом продувания. При продувке одновременно использовались 24 компрессора общей производительностью 120—150 м³ свободного воздуха в минуту. Подготовительные работы завершились в апреле 1957 года и с 30 апреля начали предварительную продувку. Генеральную продувку начали 4 мая, и в тот же день линкор всплыл кверху килем — сначала носовая оконечность, а потом корма. Днище поднялось над водой примерно на 4 м. При подъёме корабля на дне осталась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно.
14 (по другим данным 28) мая корабль отбуксировали в Казачью бухту (куда был пробит соответствующий фарватер) и перевернули. В дальнейшем корабль был разобран на металл и передан на завод «Запорожсталь». Стволы 320-мм орудий до 1971 года лежали напротив Морского училища, дальнейшая их судьба неизвестна.
Хроника катастрофы
Каржавин Б. А. «Гибель линейного корабля «Новороссийск». Совершенно секретно. Тайны архивов». Изд. Политехника. СПб, 1992 г. стр.169-176
01 ч 30 мин 48.5 с
Взрыв под линкором. Погас свет.
01 ч 31 мин
Объявлена (голосом) «Аварийная тревога». Появился дифферент на нос и крен 1-2 градуса правого борта.
01 ч 32 мин
На кораблях эскадры ЧФ и рейдовых постах объявлена «Боевая тревога». Дана команда аварийным партиям приготовиться к переброске на линкор.
01 ч 33 мин
На линкоре ударами в рынду продублирован сигнал аварийной тревоги. Началась эвакуация раненых с района взрыва. Первый доклад с корабля в штаб ЧФ о причине взрыва («очевидно, взорвался бензосклад»).
01 ч 34 мин
Дифферент на нос увеличился до 3-4 градусов (осадка носом – до 5 м, «до полуклюзов»), крен 1-2 градуса правого борта.
01 ч 35 мин
Вода выступила через пробоину выше броневой (средней) палубы. ОД штаба флота доложил о взрыве начальнику штаба флота.
01 ч 36 мин
На линкоре запустили кормовые дизели и подали электропитание на освещение и трансляцию. Объявлена «Боевая тревога» по трансляции. Даны семафоры «Нуждаюсь в помощи», «Нуждаюсь в медицинской помощи». И.о. командира корабля Сербулов прибыл на место взрыва и принял решение на ГКП не идти. Носовая оконечность погружается, над водой осталась 1.75 м верхней части форштевня.
01 ч 37 мин
Приступили к работе аварийные партии корабля. Запущены насосы пожарной магистрали и водоотливной системы на откачку воды. Начали спрямление корабля.
01 ч 39 мин
Началась погрузка раненых на барказы.
01 ч 40 мин
Крен на правый борт достиг 3 градуса. Дифферент увеличился, верхняя часть форштевня находилась от воды в 1.5 м. Оповещены о взрыве командующий флотом и член Военного совета. С кораблей эскадры и УВСГ началась отправка аварийных партий, медицинского персонала и буксиров к линкору.
01 ч 41 мин
И.о. командира корабля вызвал на полубак из ПЭЖа и.о. командира БЧ-5, который доложил о затоплении кубриков № 29 и 30 на 1-ой платформе (карапасная, нижняя палуба), поступлении воды в кубрик № 14 на броневой палубе. Доклад и.о. командира БЧ-5 о поступлении воды снизу в погреб № 1 1-й башни ГК. Доклады в ПЭЖ и ГКП о прогреве вспомогательных механизмов и готовности к прогреву котлов и турбин. Носовая оконечность корабля продолжала погружаться.
01 ч 43 мин
На линкор прибыла аварийная партия с крейсера «Михаил Кутузов» - 95 человек. Дифферент на нос до уровня палубы полубака. Якорная цепь с глагольгаком ушла под воду. Затоплены трассовая и другие помещения в носовой оконечности корабля. Раненые отправлены на берег.
01 ч 46 мин
Броневая палуба в районе пробоины (14-й кубрик) ушла под воду. Из кубрика № 14 вода стала проникать через деформировавшуюся дверь в переборке на 51-м шпангоуте в кубрик № 15 и через незакрытые иллюминаторы в помещения носовой части корабля. ОД эскадры на линкоре передал семафор: «Нуждаюсь в помощи АСС». К линкору отошли буксиры и катера, на корабль прибыла аварийная партия с крейсера «Фрунзе» - 56 человек.
01 ч 50 мин
Начата откачка воды буксиром МБ-131 из аварийных помещений через пробоину в палубе корабля, но фактически «из моря в море». Прибыли аварийные партии с крейсеров «Керчь» и «Молотов». В штаб флота прибыли командующий флотом, начальник штаба флота, член военного совета и начальник оперативного управления штаба ЧФ.
01 ч 51 мин
Носовая оконечность корабля погрузилась до 0.25 м верхней части форштевня. Затоплен снарядный погреб № 1, в погреб № 2 начала просачиваться вода. Вода затопила кубрик № 1 и стала распространяться по батарейной (верхней) палубе в кубрик № 4, проникать сверху и через сальники электропроводки в зарядный погреб № 2.
Личный состав продолжает ставить подпоры на переборки и конопатить щели.
02 ч 00 мин
Крен на правый борт уменьшился до 1-1.25 градуса в результате спрямления корабля. Дифферент на нос увеличился, гюйсшток начал уходить основанием под воду. ОД штаба флота приказал дежурному по кораблю буксировать линкор на мелкое место. Буксир начал разворачивать корму линкора к берегу. На корабль прибыли командующий флотом Пархоменко, начальник штаба флота Чурсин и член Военного совета Кулаков и заслушали доклад дежурного по кораблю. Всего 7 адмиралов, 28 старших офицеров и 40 младших офицеров прибыло на линкор.
02 ч 01 мин
Командующий флотом приказал прекратить буксировку кормы к берегу и вызвал из ПЭЖа и.о. командира БЧ-5. Матусевич доложил, что корабль принял 1500-2000 т воды (фактически 3200 т. – Б.К.), метацентрическая высота уменьшилась до 1 м, вода поступает с нижних помещений. Ведётся борьба за непотопляемость корабля.
02 ч 03 мин
Крен корабля на правый борт ликвидирован, корабль спрямлён перекачкой топлива. Вода фонтанировала на палубы через сточную систему и шпигаты., через вентиляционную систему начала поступать сверху в забашенное отделение и в погреба 2-й башни.
02 ч 05 мин
На линкор прибыли и.о. командующего эскадрой контр-адмирал Никольский и получил приказание от командующего флотом вступить в исполнении обязанностей командира корабля. Однако он посчитал, что вступил в исполнение обязанностей командующего эскадрой, и остался на шкафуте.
02 ч 10 мин
Вода затопила батарейную палубу в районе взрыва, в носовых гальюнах. Личный состав ставил подпоры на переборки и двери между кубриками № 15, 17 и 18 и в других помещениях. Распространение воды по верхним палубам корабля приостановлено.
02 ч 11 мин
Спасательному судну «Карабах» приказано следовать к линкору с начальником АСС флота.
02 ч 15 мин
Носовая оконечность линкора продолжала погружаться.
02 ч 17 мин
Спасательное судно «Карабах» отошло к линкору. По прибытии к кораблю ему было дано приказание откачивать воду из погреба № 1, а не из сквозной пробоины.
02 ч 20 мин
Линкор находится на ровном киле, носовая часть корабля полностью погрузилась в воду, нижняя часть носовой оконечности стала уходить в ил на дне бухты. Корма поднялась. Командующий флотом отдал приказание буксировать корабль на мелкое место. Начата буксировка кормы к берегу со стороны левого борта. Отдана команда перерезать бридель на носовой бочке № 3 с правого борта. С левого борта якорная цепь ушла под воду. Вызван второй буксир для буксировки кормы линкора.
02 ч 30 мин
Корма линкора начала разворачиваться влево к берегу.
02 ч 32 мин
Появился крен на левый борт.
02 ч 35 мин
На корабль прибыл и.о. командира корабля, старший помощник капитан 2 ранга Хуршудов и получил приказание от Никольского вступить в командование кораблем. Хуршудов поднялся на ГКП и получил информацию: крен на левыё борт 6 градусов, вода на полубаке дошла до 2-й башни главного калибра, продолжает поступать в 16-й и фильтруется из 17-ого в 20-ё кубрик. Буксир тянет корму левым бортом к берегу. Вода блокируется на броневой палубе в районе кормовой переборки 15-ого кубрика и по батарейной в 4-м кубрике. Приняв информацию, Хуршудов убыл в кубрик № 7 (над ПЭЖем) для выяснения обстановки, посчитав, что ему приказано возглавить борьбу за живучесть корабля, а не вступить в командование линкором.
В результате грубого нарушения устава корабельной службы на линкоре оказались одновременно 4 командира корабля. Ни один и них не находился на ГКП и не согласовывал свои действия с ПЭЖом.
02 ч 37 мин
Линкор развернут перпендикулярно к берегу.
02 ч 38 мин
Крен на левый борт достиг 5-6 градусов. Вода начала распространяться по броневой палубе через кубрики № 6 и 8 в корму корабля по левому борту поверх цитадели линкора.
02 ч 42 мин
Вода на броневой палубе начала поступать из кубрика № 18 и люка в кубрик № 20, поднялась до комингса. Появились большие массы воды со свободной поверхностью на верхних палубах цитадели корабля.
02 ч 58 мин
Вода через кубрик № 18 стала подниматься вверх в кубрик № 4 на батарейной палубе
02 ч 59 мин
Крен на левый борт увеличивался, носовая оконечность продолжала опускаться.
03 ч 00 мин
Носовая оконечность погрузилась до 2-й башни главного калибра, левый борт опустился в воду до кормовой башни. При дифференте на нос затопило броневую и батарейную палубы до 75-100 шп, крен достиг 6 градусов левого борта. Вода начала распространяться по броневой палубе левого борта через открытые отверстия для монорельса погрузки и перемещения боезапаса под батарейной палубой. Заделка их производилась подушками и простынями. Начали заполнять кормовые креновые отсеки правого борта водой посредством насосов. Ставятся подпоры между кубриками № 18 и 20, 19 и 21. Крен задержан на 6 градусов левого борта.
03 ч 15 мин
Переборка между кубриками № 14 и 15 не выдержала, вода пошла в кубрик № 16 и через нештатное отверстие в переборке для КАТС на 74-м шп в кубрик № 18 по левому борту, продолжала распространяться через лючки для монорельса и открытые иллюминаторы офицерских кают по палубам левого борта. Дана команда по трансляции: «Задраить иллюминаторы». Остановлен генератор 2-й электростанции, вода начала поступать через неплотности в сварке кренового отсека № 2 во 2-ю электростанцию, а также сверху через шахту вентиляции с верхней палубы и через люк с броневой палубы.
03 ч 20 мин
Носовая оконечность погрузилась в воду до середины гюйсштока. В кубрик № 20 вода поступает фонтанами через шпигаты, в кубрике № 22 лопнула палуба и снизу в кубрик стала поступать вода. И.о. командира БЧ-5 Матусевич и пришедший в ПЭЖ на помощь начальник техуправления ЧФ капитан 1 ранга Иванов приняли решение затопить 4-ю электростанцию и румпельное отделение, но оно не было принято командованием флота. Продолжали заполнять водой креновые отсеки.
03 ч 30 мин
Крен 6 градусов левого борта, носовая оконечность продолжала погружаться, гюйсшток над водой 0.5 м. На юте построены 800-1000 человек личного состава корабля из затопленных помещений, не занятых борьбой за живучесть.
03 ч 45 мин
Носовая часть затоплена до 57 шп, включая погреба 1-й башни главного калибра, и продолжает медленно опускаться. Вода на палубе полубака дошла до 1-й башни. Контр-адмирал Никольский попросил разрешения у командующего флотом снять с корабля личный состав, не занятый борьбой за живучесть и стоящий на юте. Командующий отказал.
03 ч 49 мин
Предпринята попытка буксировать линкор за носовую оконечность корабля. Попытка окончилась безрезультатно, так как носовая часть была погружена в воду, опустилась в ил, а якорь и якорная цепь не были отданы.
Вновь начата буксировка кормы линкора к берегу по приказаниям Чурсина, Никольского и Сербулова.
03 ч 50 мин
Дифферент на нос увеличился, за кормой корабля из воды показался руль. СС «Карабах» и буксир МБ-39 тянули корабль буксирными концами, заведенными за боковые кнехты линкора, к берегу. От этого корабль наклонялся сверху вниз, все более заваливаясь на левый борт. Корабль подтянули к берегу всего лишь на 10 м, далее он не двигался, но буксиры продолжали тащить его.
03 ч 55 мин
Резкий толчок на левый борт. Крен достиг 10-12 градусов левого борта и начал непрерывно увеличиваться. Большие массы воды со свободной поверхностью начали распространяться по палубам корабля над машинными и котельными отделениями.
03 ч 59 мин
Командир дивизиона живучести БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Городецкий послал трюмного на клапана затопления 4-й башни главного калибра и приказал одновременно затопить 4-ю электростанцию. Эти приказания не были выполнены.
Дифферент на нос увеличился. Буксировка кормы к берегу продолжалась, что только способствовало увеличению крена.
Связь по УКВ линкора с ОД штаба флота прекратилась. Обязанности флагманского корабля эскадры были возложены на крейсер «Фрунзе».
04 ч 00 мин
В ПЭЖе по кренометру отмечен крен 17 градусов левого борта. Капитан-лейтенант Ходов спустился в ПЭЖ и предложил Матусевичу и Городецкому покинуть ПЭЖ. Они отказались.
Никольский вновь просит разрешения у командующего флотом и члена Военного совета снять с корабля личный состав, построенный на юте, они вновь отказали. Однако в связи с возрастанием крена приказали буксирам подходить к борту для посадки на них личного состава, свободного от борьбы за живучесть корабля. На буксиры сходят несколько десятков человек.
04 ч 04 мин
Городецкий отдал команду затопить креновые отсеки № 9, 11 и 13.
04 ч 05 мин
Начальник Технического управления флота инженер-капитан 1 ранга Иванов, поднявшись из ПЭЖа на ют, доложил командующему флотом, что крен – 20 градусов и что принято решение топить креновые отсеки. Командующий флотом приказал: «Действуйте». Иванов вновь ушел в ПЭЖ. Флагманский инженер-механик дивизии крейсеров Бабенко доложил члену Военного совета вице-адмиралу Кулакову о серьезном положении корабля. Вода появилась в кубриках № 8 и 12.
04 ч 08 мин
Корабль продолжает непрерывно крениться на левый борт, носовая часть погружается, кормовая поднимается, над водой виднелась 0.33 высоты руля.
04 ч 10 мин
Крен на левый борт стал резко увеличиваться. На корабле погас свет. ОД штаба флота приказал кораблям эскадры освещать линкор и послать катера к его борту для спасения личного состава. Аварийные партии линкора продолжали борьбу за живучесть корабля, аварийные партии других кораблей продолжали покидать линкор.
04 ч 12 мин
Корабль сильно накренился на левый борт. И.о. командира БЧ-5 старший лейтенант Астафьев приказал своему личному составу покинуть командный пункт связи, но сам остался. На линкоре выключились флагманские огни. Кто-то из офицеров прокричал команду: «Открыть кингстоны!» Старшина трюмных машинистов Касилов попрощался с товарищами на юте и пошел вниз.
04 ч 13 мин
И.о. командира корабля Хуршудов доложил командующему флотом, что до критического крена осталось 2-3 градуса. Командующий приказал быстрее топить креновые отсеки. Аварийная партия крейсера «Михаил Кутузов» во главе с замполитом командира дивизиона движения БЧ-5 крейсера ст.лейтенантом Дмитриевым стала сходить с покрытой водой палубы левого борта в свой барказ.
04 ч 14 мин
Линкор угрожающе накренился. Крен 20 градусов левого борта, осадка носом 19.5 м, кормой – 6 м, корабль принял 7100 тонн воды и имел отрицательную метацентрическую высоту (-0.5 м). Отдана команда личному составу на юте перейти на правый борт и держаться за леера. Предметы на палубе начали срываться и катиться вниз к левому борту. На СС «Карабах», стоявшему в корме по правому борту, подали команду: «Отдать кормовой буксир» и перерубили буксирный трос. Линкор дернулся и стал опрокидываться. Из группы адмиралов на юте послышалась команда: «В воду!».
04 ч 15 мин
Линкор «Новороссийск» опрокинулся, перевернувшись вверх килем через левый борт на 172 градуса.
Отредактировано ОхотнЕк (2011-01-10 19:19:28)